Стратегия проекта (идеи, предложения)

Кампания посвящена борьбе с палами травы и природными пожарами. Задачи кампании: агитации за прекращение палов травы и самостоятельное тушение слабых природных пожаров силами населения.

Стратегия проекта (идеи, предложения)

Сообщение natalianov » 06 май 2015, 20:32

Проект: Массовая долгосрочная разнообразная информационная кампания среди населения против поджогов травы

Обоснование целесообразности проекта:

1. Неконтролируемые палы травы – основная причина лесных пожаров.
2. В настоящее время массовой долгосрочной информационной работы с местным населением горящих регионов ни органами гос. власти, ни добровольцами – не проводится.
Некоторые образовательные мероприятия проводятся, но они носят разовый характер и очень выборочный географически.

Добровольцами они не проводятся по той причине, что основная часть их сил уходит на борьбу с самими пожарами, обучение волонтеров, работу с МЧС. Нет сил и времени, чтобы целенаправленно работать с населением, работа идет по остаточному принципу или от случая к случаю.

ВАЖНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

I.Мотивация поджигать


Мотивы населения поджигать можно разделить на 2 блока:

Блок1. Экономические мотивы (зачем людям это нужно объективно)

Причины (уточнить, добавить):
-для ведения сельского хозяйства;
- противопожарные выжигания;
- сжигание мусора.
В целом, этот блок мотивов выжигания можно описать так: или не знают другого способа добиться желаемого эффекта, или желание людей сэкономить деньги при выполнении указанных работ.

Причина пожаров – в проведении хоз. выжиганий без надлежащих мер безопасности.
Важно: в разных регионах экономические причины могут быть разными (в степи и лесу они значительно различны).

Блок2. Социально-психологические мотивы
Мотивы, не объяснимые экономическими причинами и здравым смыслом, имеют психологические и социальные корни ( такой обычай, все так делают, так делал дед и я так делаю, предупредить поджог соседей, чтобы травка лучше росла, чтобы волк не подходил к посадкам, уничтожить вредных насекомых и др)

Иногда мотив поджога близок к двум блокам (т.е. вроде бы причина связана с хозяйством, но является нелогичной, вредной в своей основе).
Например, считают, что сжигание травы предотвратит подход волка (а по выгоревшему волку идти легче).
Уничтожают вредителей (а с ними и полезных и необходимых для сельского хозяйства насекомых).
natalianov
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 15:52

Re: ВЫВОДЫ

Сообщение natalianov » 06 май 2015, 20:56

ВЫВОДЫ
(выводы как переход к стратегии)

Вывод1. Если представить все «за» и «против» последствий палов, то любой здавомыслящий (т.е. не сверхглупый или психически больной) человек поймет, что аргументы «против» сильно перевешивают аргументы «за». >> Цель пропаганды – постоянно раскладывать перед человеком эти факторы, чтобы это соотношение аргументов «за» и «против» врезалось в память. Постоянные повторы (не один день в году!). Это должен быть постоянный четкий и впечатляющий напор информации, который врезается в подсознание.
.
Вывод2. Если социально-психологические мотивы НЕ сочетаются с сильными экономическими причинами, то их можно достаточно легко победить постоянной массовой впечатляющей пропагандой (по крайней мере, это изменить легче, поскольку у людей нет явной нужной им выгоды от поджогов, а ущерб от пожаров всем очевиден (особенно сейчас после пожаров 2015 в Хакассии, Забайкалье).

Вывод3. В регионах, где они сочетаются с сильными объективными экономическими причинами поджогов, изменить отношение населения к поджогам будет сложнее. Чем сильнее экономический мотив, тем сложнее будет переубедить.
Потому в целом важно - досконально выявлять эти экономические мотивы жечь у населения. (от этих данных можно более эффективно разрабатывать методы инф. работы в конкретном регионе).
Возможно, степные регионы – являются регионами, где экономическая причина поджогов – является решающим фактором.


Вывод4.В целом – создается впечатление, что вопрос мотивации населения при поджогах изучен пока плохо. Все суждения об этом (и в среде добровольных пожарных, и на гос. уровне) берутся из общения с некоторыми представителями местных. Глубоко и тщательно анализ проведен не был.

Думаю, что ключевое в задаче борьбы с поджогами населения – разобраться с экономическими причинами мотивации жечь, так как они являются основными факторами (которые поддерживают и социально-психологическую мотивацию). Уничтожить или изменить экономические факторы (где они сильны) - и уже легче будет избавиться от социально-психологических мотивов, сильнее будет работать эффект пропаганды.

****

Однако сейчас нет возможности разобраться с экономическими факторами мотивации жечь в достаточном качестве (тем более, что по всем регионам она разная). Это нужно делать по мере возможности (просить проводить опросы населения в экспедициях и докапываться в них до "денежной причины", пробовать проводить опросы через Интернет сферу (региональные форумы). Пока это не предлагается активной линией кампании.

Основная задача инф. кампании - ставится в борьбе с социально-психологическими мотивами поджигать. Возможно, что если пропаганда будет массовой, адекватной (т.е. понятной и логичной) и долгой, а также будут приняты законы о наказании поджигателей и более строгих мерах безопасности контролируемых выжиганий – этого хватит и экономические мотивы не будут вызывать новые пожары. По экономическим причинам – просто стараться работать по мере возможности (заложено в стратегии, см ниже)
natalianov
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 15:52

Re: Стратегия проекта (идеи, предложения)

Сообщение natalianov » 06 май 2015, 21:07

Идеи по стратегии информационной кампании среди населения против палов
основаны на изложенных выше предпосылках и выводах


Направление 1. Воздействие на экономически обусловленную мотивации поджигать
1. Стараться выявлять экономические факторы мотивации поджигать в населении разных регионов. Для этого:

- Просить проводить опросы в экспедициях, в которых вопросами «докапываться до этой сути» - т.е. до того момента, когда в объяснении человека выявятся финансовые или объективно хозяйственные причины.
- Подобные опросы можно пробовать проводить через Интернет-среду (региональные форумы, соц-сети)
2. Когда список экономических факторов будет определен - постараться найти им замену (как добиваться того же эффекта без поджогов). После чего – вести пропаганду этой замены (вместе с другими типами пропаганды).

Экономическая мотивация поджигать – является первостепенной и бороться с ней (даже когда эти факторы будут установлены) – будет сложно.
Возможно, полностью победить это не получится, но получится – снизить (убрать те поджоги, которые легко заменить другими мерами). Для всего остального – постоянно вести пропаганду простых мер безопасности, которые надо выполнять в сочетании со страхом последствий возникновения пожара и наказания за поджог (штраф, уголовная ответственность, упор, что это запрещено). Пример такого фильма (по респ. Беларусь):

https://www.youtube.com/watch?v=0cezLPopwkQ
ОБРАЗЕЦ ПРИМЕРНО ТОГО ЧТО НАДО!


Направление 2. Воздействие на социально-психологические мотивы поджигать (+экономические мотивы, по принципу – что можно, что уже известно).
В целом весь комплекс пропаганды. Это предлагается основным направлением данного проекта.


Аудитория: всё местное население (дети, начиная с младше-школьного возраста, взрослые).
Цель проекта – сделать максимально эффективный вклад при имеющихся небольших ресурсах. Потому, при понимании, что все уроки, социальные мероприятия, детские игры и т.д. по теме палов приносят пользу – на обсуждение выносится только узко-конкретные действия. В той форме, чтобы наибольшим образом реализовать задачу – массового и постоянного инф. воздействия на население (при имеющихся очень ограниченных челов. ресурсах).


Какими путями можно идти так, чтобы максимально широко и максимально долго (в течении года много раз) можно было проводить пропаганду среди населения?
- через образовательные учреждения (дет сады, школы, ВУЗы).
- через церковь
- Как еще?
natalianov
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 15:52

План проекта "урок на тему лесных палов из 2-х частей

Сообщение natalianov » 06 май 2015, 21:29

Все изложенное выше – предпосылки, стратегия, - Это взгляд в целом. Он, безусловно, сделан наброском и его можно и нужно дорабатывать (это вроде "рыбы", чтобы было с чего начинать).
И вот такую же заготовку я предлагаю уже по самому проекту, которым предлагаю заняться в первую очередь, во что хочу вложить силы проекта на первом этапе.

P.S. Пока не рассматриваются другие линии информационной кампании - соц-реклама, фильмы по ТВ и др, . Это все тоже может быть (есть идеи). Но пока речь только об этом уроке.

Разработка одного (как минимум) или нескольких (под разные возраста) урока для проведения в каждом классе каждой школы регионов


Предлагаю такой план :

Подготовить полностью готовый комплект материалов к уроку для школьников по теме вреда травяных палов, где в яркой, понятной, врезающейся сознании форме будет дан материал.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Материалы:

1. Лекция (Объяснение учителя материала) 20 мин
Это должно быть не совсем лекция, а как принято проводить уроки для детей. Примеры планов к уроку можно посмотреть здесь (сделать по логике этих примеров, можно взять их за основу или поискать еще):
http://festival.1september.ru/articles/578463/ (План урока формат «беседа, вопрос-ответ, аргумент-контраргумент.
http://festival.1september.ru/articles/551654/ (игровой вариант)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ (на доработку):
1) Безусловный вред от травяных палов (перечислить все считаемые аргументы «за» контраргументы «против»).
2) Акцент на главном вреде – травяные палы основная причина лесных пожаров.
3) Другие причины – окурок, незатушенный костер (о них не так много, это очевидные вещи)
4) О масштабах лесных пожаров в стране. Последствия лесных пожаров для природы (в огне гибнут огромное число животных, даже низкой пожар губит деревья, уничтожает подрост) и людей (каждый год сгорают дома, гибнут и остаются инвалидами десятки людей. Масштабы пожаров 2015).
5) О технике безопасности при тушении лесного пожара и выхода из него.(самое основное)

2.Видео-фильм. (12-20 мин)
в котором в яркой впечатляющей форме показан логический переход от травяных палов – к лесному пожару с трагическими последствиями для животных и людей.

Примечание
По России пока готовых цельных видео материалов не нашла. По респ. Белорусь – в сети нашла примеры, который можно использовать (ниже).
Материалы Авиалесохраны, фильм «Волонтеры. Игры с огнем» - о тушении пожаров. Там рассказывается о геройстве и даже романтике этой профессии. А здесь нужен фильм, который упирал был только на сами пожары. О тушении пожаров можно сделать еще один урок (или дать во второй части, см ниже), но первый урок (который дети будут перессказывать родителям и родным) - нужно акцентировать именно на логической связке травяной пал>>> ужасный лесной пожар с трагическими последствиями (и НИКОГО чтобы потушить) – так, как бывает чаще в природе. Нельзя давать фильм в пропагандистках целях в которых говорится что вот – придут смелые дяди и тети и все потушат (точнее фильм про волонтертство и пожарных можно и даже нужно также давать, но вторым уроком).

Примеры роликов против палов по респ. Беларусь (вот, примерно такое надо издать от имени МЧС или Авиалесохраны или Гринпис, или еще других орг-ций России).
https://www.youtube.com/watch?v=0cezLPopwkQ

Пример хорошего ролика соц-рекламы. Очень точно показы все ключевые моменты:
Был хороший красивый лес, птички-олени > горящая спичка >лесной пожар, гибель животных > сгоревший дом человека

https://www.youtube.com/watch?v=tXFKFWzTAZk

3. В конце урока детям раздается МЕТОДИЧКА (по образу готовых методичек, которые распространяет Авиалесохрана). Но хорошо бы ее саму сделать также с содержанием, повторяющим содержание урока.
6) Дается домашнее задание - рассказать (используя как иллюстрацию и конспект методичку) материал урока дома родителям,дедушкам-бабушкам, соседям, родственникам. Здесь можно предложить учителю пойти дальше (может быть, организовать от школы что-то вроде просветительской кампании, куда пригласить родителей и т.д.). Но минимум – это поручить ребенку рассказать дома взрослым по методичке урок. Объяснить ему важность его задачи, что он делает дело огромной важности (всё это внести в описания к уроку для учителя)


ВТОРАЯ ЧАСТЬ УРОКА. (через неделю)

1. В классе собираются и дети рассказывают о том, кто кому рассказал, какая была реакция на его лекцию у взрослых. Вторую часть можно оформить как конкурс, наградить лучших (например, кому удалось рассказать бОльшему числу взрослых).
2. Просмотр фильма о лесных пожарных или волонтереах-пожарных (такие уже есть, это видео-материалы Авиалесохраны, фильм «Волонтеры. Игры с огнем»).
3. Можно что-то еще (уже в более вольном формате, можно дать разные варианты – проведение игр, или полевых занятий или еще что-то).

* * *
ДЕЙСТВИЯ ДАЛЬШЕ

Д2. Подготовленный комплект урока выложить на сайте. Лучше всего сайте известной государственной или\и общественной организации.

Д3. От имени известных в решении этой проблемы организаций – разослать просьбы по администрациям регионов – спустить разнорядку о скачивании этого комплекта материалов и проведении этих уроков во всех школах, во всех классах (с 1-го по 10й).


* * *
Выше – программа-минимум.
Какие могут быть улучшения?

1. Сделать 2-3 комплекта на разный возраст (н-р для начальной школы, средней и старших классов).
2. Сделать уроки разного содержания, так, чтобы их можно было повторять в школах хотя бы каждую четверть (но основное время – это зима (перед весной), весна, перед летними каникулами).
natalianov
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 15:52

Проект Кампании

Сообщение natalianov » 18 янв 2016, 20:47

Тема: Проект информационной кампании для населения, направленной на прекращение палов травы, передающей азы техники поведения на лесных пожарах.
(для ЛФ)

Некоторое время назад на форуме я подняла вопрос о необходимости проведение широкой информационной кампании среди населения страны, целью которой стало бы искоренение обычая весенних палов травы. При обсуждении участники форума подтвердили мои предположения о том, что в России на настоящий момент не существует никакой направленной просветительской кампании, понимая под ней не пассивную рассеянную информацию (чем являются размещенные материалы на профильных Интернет-ресурсах, расклейка в городах листовок), а информация «активно работающая для населения», т.е. через что волей-неволей прошла бы большая часть населения страны. – Концентрированный, ярко поданный, врезающийся в сознание блок информации – несущий как агитацию отказа от палов травы, так и базовые знания техники безопасности при самостоятельном тушении лесных пожаров и выходе из горящего леса.
Эта идея у многих (с кем обсуждала здесь и в других местах) вызвала одобрение, в том числе у Алексея Ярошенко. По итогом нашего разговора он предложил – “возьмитесь сами, покажите практически, как нужно делать” :) http://www.forestforum.ru/viewtopic.php ... 32#p134603

И я стала думать – каким образом один человек, не находящейся внутри рабочей противопожарной среды, не имеющий личных финансов на которые это можно было бы сделать, и в целом погруженный в другой тип работы, сможет реализовать запуск такой кампании? И пришла к выводу, что единственное, что я могу сделать в моем случае – это изложить видимые мной идеи в виде «проекта», сделав его по всем правилам написания (Введение, Обоснование, Методика, Предполагаемые финансовые расходы). И после использовать этот документ для предложения в профильные инстанции и организации – чтобы или просто передать в виде разработанного плана им на реализацию, или вызвать интерес к работе, запустить процесс, предложить свое участие и подключиться к его выполнению.
Ниже я излагаю этот план и приглашаю участвовать специалистов и всех желающих в его комментировании и доработке, т.е. высказыванию предложений и идей.
Данный текст (если будут комментарии и критика – то после внесения ценных предложений и корректировки) я хочу разослать по профильным государственным и общественным организациям, чтобы попробовать таким образом инициировать запуск подготовки материалов и саму кампанию.
Помимо концептуальной критики – важны замечания стилистические и прочие по самому тексту. Приведенный ниже текст построен немного в вольном стиле, возможно. перед отправкой, я приведу его в более официальную форму. Оставила пока в таком виде, так сейчас мне хотелось бы обсудить среди сообщества сами предложенные идеи.
natalianov
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 15:52

Re: Стратегия проекта (идеи, предложения)

Сообщение natalianov » 19 янв 2016, 00:19

Проект информационной просветительско-агитационной кампании, направленной на прекращение палов травы, передающей азы техники поведения на лесных пожарах

Скачать копию текста в doc файле: https://drive.google.com/file/d/0B6TJ2V ... sp=sharing

I.Введение. Обоснование важности реализации проекта.

В последние годы лесные пожары в стране стали национальным бедствием. Они приносят колоссальные убытки в виде огромных территорий выжженных лесов и их погибших обитателей, в число которых входят и особо охраняемые природные территории населенные ценными видами флоры и фауны. Это гибель людей, лишения их крова и имущества, ухудшение здоровья населения горящих регионов - ущерб здоровью тысяч, который не заметен сразу, но который проявляется позже в виде роста заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, астм, аллергий и других болезней, прогрессирующих вследствие повышенного содержания в воздухе продуктов горения. Очевидны огромные потери для бюджета страны – как в форме того, что необходимо тратить на тушение лесных пожаров, так и в форме потерянных доходов от сгоревших лесов эксплуатационного назначения.
На борьбу с лесными пожарами каждый год бросаются огромные человеческие и финансовые ресурсы - как государственные, так и силы пожарных волонтеров и общественных организаций, занимающихся тушением природных пожаров.

Однако, несмотря на столь мощно расходуемые силы, в стране практически полностью отсутствует направленная просветительская работа с населением. Между тем, общеизвестный факт, что именно действия населения являются основной причиной большей части лесных и степных пожаров. Это проблема «весенних травяных палов» - неконтролируемых выжиганий сухой травянистой растительности, массово проводящихся населением всех регионов страны, с которой очень долго борются как общественные организации, так и государственные. «Бесконтрольные (а также псевдо-контролируемые, но проводящиеся без соблюдения должных мер пожарной безопасности) выжигания сухой травы являются одной из двух главных причин пожаров в лесах и главной причиной пожаров на осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях. Кроме того, травяные палы ежегодно становятся непосредственной причиной гибели десятков людей в нашей стране, и косвенной причиной гибели многих тысяч или даже десятков тысяч (за счет обострения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, а также детской смертности, в результате воздействия дыма). Травяные палы ежегодно уничтожают во много раз больше домов, дач, линий электропередачи и других объектов, чем лесные пожары - количество сжигаемых ими домов каждый год исчисляется тысячами» (А. Ярошенко, руководитель Лесного отдела Гринпис России, публикация на Лесном форуме Гринпис).

Несмотря на страшные и очевидные последствия травяных палов в виде лесных пожаров, сгоревших домов, погибших людей и животных – каждый год люди упорно продолжают жечь траву и, в том числе, на уже пострадавших от лесных пожаров территориях.

Факт того, что неконтролируемые выжигания, осуществляемые населением, являются причиной масштабных лесных и степных пожаров очевиден и Правительству России. Для борьбы с ними в ноябре 2015 года принято постановление, вносящее изменение в Правила противопожарного режима Российской Федерации, на основе которых во всей стране вводится запрет бесконтрольного выжигания сухой травянистой растительности, стерни и пожнивных остатков; были расширены и уточнены (по сравнению с более ранним постановлением) категории земель, на которых распространяется такой запрет. См. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима Российской Федерации":
http://government.ru/media/files/DLHGb2 ... zSLIcX.pdf

Принятие данного постановления – несомненно, очень важный шаг на пути к полному прекращению пагубной практики проведения травяных палов в стране. Однако, только его принятия, скорее всего, не будет достаточно для того, чтобы отучить людей жечь траву. Поджигателями являются в основном люди с низким уровнем образования и социальной ответственности, часто это дети, которые в большинстве своем могут не знать о принятии такого закона или не придавать ему значения. Оповещение населения о принятии такого постановления с указанием полагающегося за нарушение взыскания – поможет повысить эффективность влияния принятого закона на поступки людей.

До сих пор просветительская агитация против весенних палов проводилась в стране немногочисленными событиями, выполненными скорее для галочки – проведение практикующими пожарными единичных уроков в единичных школах; один день противопожарных мероприятий в одном или нескольких городах (проводимых зачастую в формате городского праздника); небольшие волонтерские кампании по распространению агитирующих листовок с кратким информационным наполнением (чаще в пределах городов, где находятся сами волонтеры, т.е. вдали от реальных поджигателей). О том, что такие меры не помогают искоренению обычая жечь траву, говорят ежегодно повторяющиеся сводки со всех регионов России о многочисленных проводимых там палах и разгорающихся от них пожаров. Гринпис России наиболее активно ведет пропаганду против бесконтрольных выжиганий, но результаты этой работы сосредоточены в основном в публикациях Лесного форума Гринпис и на сайте организации. Это информационно полные и сильные материалы, которые развенчивают мифы о пользе палов, однако читают их, опять-таки, люди, не являющиеся поджигателями.

Отсутствие качественной просветительской работы с населением - является одной из весомых причин (возможно, главной причиной) из-за которой лесные пожары каждый год приобретают катастрофический характер, принося огромные потери для природы, здоровья населения и бюджета страны. Это можно утверждать, проследив следующую цепочку происходящих каждый год событий:

Массово проводящиеся населением палы травы начинают лесные пожары ранней весной. Поскольку палы травы проводятся практически одновременно внутри региона, то поджогов резко становится так много, что потушить все возникающие пожары - не хватает сил имеющихся пожарных (государственных и добровольных). По этой причине ситуация выходит из-под контроля, она становится катастрофической и тянется таковой иногда и до поздней осени. От травяных палов пожары переходят в торфяные залежи, образуются торфяные пожары - которые потушить сложнее всего, они могут поддерживаться и зимой, создавая пожары после схода снега.

Анализируя эту цепочку событий, очевиден вывод о необходимости сделать значимый вклад в работу с населением – как первопричине запуска такого числа пожаров. Этой работой должна быть – продуманная эффективная информационная (просветительская и агитационная) кампания за полное прекращение бесконтрольного выжигания сухой травянистой растительности. Помимо этого в кампанию необходимо включить базовые знания техники и мер безопасности для самостоятельного тушения лесного пожара и правилам выхода из горящего леса, ориентированных на простое население, не имеющего специальных средств защиты и техники тушения. Распространение этих знаний поможет населению активней включаться в тушение лесных пожаров вблизи их жилищ и сохранит немало жизней. В настоящее время изданы и распространяются по узким каналам методические пособия, рассчитанные на профессиональных пожарных. Но отсутствуют или не распространяются широко просто и кратко изложенные методички для простого населения.

Часто возникающее возражение при обсуждении целесообразности проведения такой кампании – что эти меры не заставят всё население сразу прекратить палы травы. При этом оппоненты приводят в пример некого абстрактного гражданина «дядю Ваню», который будет упорно продолжать устраивать поджоги, чтобы ему не говорили. Да, вероятно, при любом качестве информационной кампании, все сто процентов поджигателей не получиться переубедить сразу. Однако, при разумном и стратегически верном подходе в реализации кампании, повторяемой регулярно (лучше всего - каждый год перед началом весны) – можно ожидать снижения числа поджогов в процентах от того, что происходит сейчас. Всё население, привыкшее жечь траву, не откажется сразу от палов. Но начнет постепенно снижаться число поджигателей, поскольку будет расти число людей внявших информационной кампании и отказавшихся от палов. Когда же число поджогов снизиться до того уровня, когда на их количество будет хватать сил имеющихся пожарных (добровольных и государственных), ситуация с лесными пожарами в стране может резко переломиться в позитивную сторону, поскольку имеющихся сил будет хватать на то, чтобы успевать тушить все возгорания и не давать перерастать пожарам в катастрофические. Таким образом, даже не добиваясь 100% эффекта от информационной кампании (т.е. полного прекращения незаконных поджогов населением) можно добиться значительного улучшения ситуации до степени выхода ее из кризиса, перестать терять контроль над пожарами, успевая всё тушить.

Проведение кампании даст возможность громко оповестить население о действующем с 10 ноября 2015 г. постановлении Правительства России о запрете бесконтрольных выжиганий сухой травянистой растительности во всех регионах страны, и о полагающимся за нарушение взыскании. Способ устрашения, как мера борьбы с бездумными действиями населения, - также важен.
Другие возможные позитивные последствия кампании: будет расти не только число людей, внявших разуму и прекративших поджоги травы, но и число людей, вступающих в ряды добровольных пожарных и добровольных контролеров (отрядов, отслеживающих палы и поджигателей в своем регионе). Этого можно ожидать, если кампания будет вести к формированию в населении понимания, что задача борьбы с лесными и степными пожарами – есть дело общенародное, в котором сами граждане заинтересованы в первую очередь – для защиты своего здоровья и здоровья своих детей, сохранения своего имущества и жилища, спасения произрастающих рядом лесов, которые для многих являются источником туризма, сбора грибов-ягод, охоты, просто отдыха и хорошего самочувствия. Насыщение этого понимания в обществе будет способствовать притоку людей в ряды добровольцев и формированию новых отрядов, готовых активно участвовать в борьбе с пожарами. В пример можно привести спонтанно образовавшийся в 2015 году и быстро ставший известным «Отряд 15.08», много работавший по тушению страшных пожаров на Байкале и прибайкальских территориях.

Со временем – при уменьшении числа поджигателей с одной стороны и увеличения числа людей, активно борющихся с поджогами и пожарами с другой стороны - число поджогов может резко упасть до нуля (по причине контроля со стороны сограждан, насыщенности пропаганды против палов, настроя против палов населения вокруг). Постепенного развития этого процесса в обществе можно ожидать, если подойти к делу информационной кампании ответственно и творчески. Если сделать ее не отпиской в виде единичного мероприятия в школе или речей, прочтенных с трибуны городской площади, а ежегодно повторяющимся мощным потоком «пропаганды» высокого качества.

Я предлагаю проект запуска такой информационной (просветительской и агитационной) кампании во всех регионах России, страдающих от лесных или степных пожаров. При этом, поскольку вопрос финансовых расходов всегда критичный, мое предложение носит характер проекта с минимальными финансовыми затратами на входе, но с большим потенциалом пользы на выходе. Фактически, финансовые вложения необходимы только для создания методического фильма. Детальней о предполагаемых финансовых расходах будет сказано ниже.

II. План информационной кампании: содержание, техника реализации, предполагаемые финансовые расходы
Предлагаемая информационная кампания состоит из трех частей, каждая часть – самостоятельная линия действий. Основная линия – первая. Вторая и третья являются дополнительными.

Линия 1. Кампания через школы

1.Цели кампании

Провести качественную просветительскую кампанию, пропагандирующую в населении отказ от проведения весенних палов травы, знакомящее с базовыми аспектами техники безопасности при самостоятельном тушении лесных пожаров и выходу из горящего леса, и мотивирующее граждан вступать в ряды добровольных лесных пожарных и контролеров. Пронести эту информацию через максимально широкие слои населения (в потенциал охватить сто процентов населения) при небольших финансовых затратах на реализацию.

2. Подготовка комплекта материалов к уроку

Подготовить комплект материалов к уроку для школьников по теме катастрофических последствий травяных палов и другого неосторожного обращения с огнем; технике безопасности при самостоятельном тушении лесного пожара и правил поведения внутри горящего леса - где в яркой, понятной, врезающейся сознание форме раскрыть обозначенные темы.
Комплект материалов подготовить для всех школьных возрастов (с 7 до 17 лет в 3-4 градациях по возрасту), но основу сделать одинаковой – просмотр методического фильма, раскрывающего предмет в необходимой яркой, фактологически точной и запоминающейся форме.

Комплект «Материалов к уроку» должен состоять из следующего набора:

1) План-конспект проведения урока (схема урока и текст, который говорит учитель) – 15-20 мин.
Подготовить несколько образцов планов уроков, форматы могут быть: беседа, вопрос-ответ, аргумент-контраргумент, элементы игры (последнее лучше подойдет для младших классов).
2) Методический фильм, продолжительностью 25-30 минут.
3) Памятка (двухсторонний буклет размера А4 для распечатки на черно-белом принтере, файлом формата PDF или JPG) кратко повторяющий содержание урока и содержащий URL-ссылки на два размещенных в Интернет фильма (методический фильм, который нужно сделать и док. фильм «Волонтеры. Игра с огнем», размещенный в свободный просмотр в Интернет).
4) Инструкция к проведению урока для учителей и администрации школы (текст инструкции приводится ниже).


3. Инструкция к проведению урока

Описанная ниже инструкция проведения урока важна для реализации информационной кампании среди всего населения.
Урок должен состоять из двух частей и проводиться одновременно во всех классах (или в течении одной недели во всей школе).

Первая часть урока – вводная лекция учителя и просмотр методического фильма. В конце урока учитель раздает детям распечатанные буклеты и даёт домашнее задание - провести, опираясь на материал буклета, занятие подобное только что услышанному в классе, для своих близких родственников и знакомых (родителей, дедушек и бабушек, соседям, знакомым и друзьям родителей и т. п.). Необходимо пояснить, что, при выполнении домашнего задания, нужно постараться организовать просмотр взрослыми фильма, который они сами просмотрели в классе. Ссылка на размещенный в Интернете фильм будет записана на доске и передана в буклете (там, где не получиться распечатать буклеты и передать их детям, дети запишут URL на фильм и все равно смогут провести урок в хорошем качестве своей родне). Учитель должен объяснить детям, что их роль в выполнении этой работы – очень важна, что они не просто выполняют домашнее задание, а серьезно помогают взрослым справиться с этой общей страшной бедой. (Все слова, который должен говорить учитель, включить в текст «Планов к уроку»).

Вторая часть урока проводится через какое-то время (например, 2-3 недели) после первого занятия. Эту часть нужно оформить в виде конкурса, лучше – сделав это общешкольным событием, с награждением победителей в классе и победителей по школе, с почетными грамотами и призами (способ организации и допустимые траты на награды каждая школа решает самостоятельно). Во второе занятие ребята собираются в классе и рассказывают, какое число уроков за это время удалось провести. Подтверждением будет служить подпись прослушавшего урок взрослого. Тем, кто провел больше бесед (собрал больше подписей) - награждать призами или грамотами.
Здесь важный момент того – как именно дети должны доказывать факт проведения занятия со взрослым. Это важно продумать, чтобы избежать несерьезного отношения к кампании и у детей, и у взрослых. Этим может быть требование подробной подписи. Сделать условие конкурса: прослушавший урок взрослый должен написать на бланке (или просто тетрадке) свои мысли об услышанном, его намерение. Например, будет особенно хорошо, если это будет роспись в Обещании отказа от палов в дальнейшем. На второй части урока можно зачитать лучшие такие подписи.

На второй части урока рекомендовать просмотр документального фильма «Волонтеры. Игра с огнем» (реж. К. Давыдкин, 2015) выложенный в Интернет для свободного просмотра. Данный фильм не может заменить методический фильм (он не несет направленной пропаганды против палов травы, не объясняет технику поведения простым людям внутри лесных пожаров), но он прекрасно вдохновляет на участие в работе групп добровольных пожарных, поэтому его просмотр также важен в информационной кампании.
При нехватке времени на уроке второй фильм можно рекомендовать просмотреть дома по данной в буклете ссылке на размещенный фильм в Интернет. В случае отсутствия Интернета у большинства учащихся, учитель может организовать просмотр видео материалов в классе или актовом зале школы после уроков в удобное время.
Каждая часть должна занимать сдвоенный урок (т.е. 2 раза по 40 мин с одной переменкой). Такие сдвоенные уроки в школе часто проводят, так что включить в расписание - будет возможно.

Таким образом, из школ информационная кампания перейдет в ряды взрослого населения. Это облечется в формат общей взаимодействующей игры, но основа – простая истина того, чему посвящена кампании, огромная важность этой проблемы (осознаваемая на своем опыте особенно сильно в горящих регионах) – способна вызвать серьезное отношение к этому у всего населения.

Также это создаст хорошие СМИ-поводы (как общие школьные кампании региона, посвященные пропаганде отказов от бесконтрольных сжиганий травы). В результате чего, даже не вовлеченное прямой кампанией население (не имеющее детей-школьников) будут ознакомлены с ней через СМИ - узнают о фильме, из любопытства могут просмотреть его в сети сами.

Участие в кампании детей школьного возраста делает кампанию эффективной по следующим причинам. Дети очень ценят доверие к ним серьезной важной работы. При этом эта часть населения наиболее способна к принятию новых взглядов и знаний, и «не испорчена» еще равнодушием к судьбе родного края (что приходит ко многим в зрелом возрасте). В то же время, они наиболее близки ко взрослой части общества - своим родителям, дедушкам-бабушкам и другой родне, которые входят в группу риска потенциальных поджигателей. Часто своих детей люди охотнее послушают, чем призывы из телевидения и листовок, этот «учитель» отныне будет рядом с каждым поджигателем – и сможет провести такое «занятие» и остановить поджог не только в рамках выполнения задания по уроку, но и все время позже. Очень важно говорить детям об их высокой роли в этой кампании.



4. Техническая реализация информационной кампании

Сама кампания будет состоять в распространении комплекта материалов (в виде URL-ссылки на скачивание комплекта в Интернет; для регионов с проблемами доступа в Интернет нужно создать возможность получения комплекта в формате DVD диска по почте) и в реализации задуманной стратегии в каждом регионе.

Технически это можно провести двумя путями:

Первый вариант (более простой):
Информацию о комплекте материалов (URL для скачивания, заявку для получения материалов по почте) с призывом включаться в кампанию распространять через сайты профильных экологических организаций и групп социальных сетей (Гринпис, сайт Добровольных лесных пожарных, сайт Авиалесохраны, Лесной форум, группы Добровольных лесных пожарных на Facebook и в Vkonakte, сайт Forest.ru, также через сайты разных непрофильных НКО); вести кампанию оповещений о таких материалах по разным каналам через Интернет и СМИ.

Второй вариант (сложнее, но лучше)
Идти через региональные администрации с общей целью - предлагать сделать проведение уроков по разработанным материалам - ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ во всех школах и всех классах региона. Проводить их каждый год в одно время (в феврале-марте – непосредственно перед сезоном весенних палов).

Оба варианта можно совмещать.

4. Предполагаемые финансовые расходы на запуск и реализацию кампании

Основные финансовые и трудовые вложения необходимы для создания качественного методического фильма, протяженностью 25-30 минут, который является основой главной линии действий (кампании через школы). Для дополнительных линий необходимо снять один или несколько роликов видео социальной рекламы в 35 секунд. Однако их создание возможно сделать на основе материалов фильма или имеющихся видео кадров из архивов.
Распространение материалов предполагается проводить через Интернет, давая ссылку на скачивание всего комплекта. Но желательная статья расходов – возможность отправить материалы в виде DVD дисков в регионы, не имеющие хорошего доступа к Интернет.
Часть небольших расходов возлагается на администрации школ или региональные администрации. Это распечатка черно-белых буклетов с краткой информацией урока и ссылками на материалы (1 буклет – лист А4, черно-белая печать на обычном принтере).

Примечание к первой линии действий

• Методический фильм – играет ключевую роль в информационной кампании. Он должен заместить собой «отсутствующих» на уроке настоящих специалистов (практикующих пожарных) – и донести материал в точной, впечатляющей и запоминающейся форме. Его размещение в Интернет даст возможность в таком же формате передать эту информацию широкой аудитории. Специальная работа (СМИ и выполняющие «домашнее задание» школьники) – способны провести через эту информацию намного больше людей, чем в случае только размещения фильма в сети. Создание такого фильма я рассматриваю самой сложной задачей для запуска кампании, для которой нужна работа как специалистов по кинематографии, так и специалистов по тушению пожаров. На первом этапе важно сделать качественный сценарий, содержащий всю необходимую информацию и форму ее подачи в фильме. Пример такого фильма, снятый специалистами МЧС Республики Беларусь, приведен в списке использованных материалов. В России подобного фильма нет.

• Печать буклетов с конспектом урока займет небольшие затраты (каждый буклет – лист А4, черно-белая печать на обычном принтере). С его помощью дети смогут провести урок родственникам и знакомым даже в том случае, если дома нет выхода в Интернет для просмотра фильма. Таким образом, он служит подстраховкой, т.к. не во всех регионах России есть хороший доступ к Интернету. В инструкции к проведению урока можно указать, что в глухих районах, где у населения нет Интернет, администрация школы может организовать такие просмотры для родителей детей внутри здания школы, используя имеющуюся технику просмотра. Также проводя это в рамках общешкольного события.

• Образцы планов уроков легко находятся в Интернет. Разработать несколько вариантов планов к уроку – не составит труда и для неспециалиста. В дальнейшем учителя смогут нарабатывать свои планы и лучшие их образцы можно будет использовать в следующих годах проведения кампании. Контакт с учителями можно будет организовать через сайт кампании, через контакты проводящей кампанию организацию или через известную площадку общения по теме лесных пожаров - Лесной форум Гринпис.

• Предложенная просветительская кампания имеет возможность стать общей традицией, по крайней мере, до тех времен, пока палы травы полностью не уйдут в историю и в кампании отпадет необходимость. Эта кампания имеет исторический аналог в России, которым можно считать кампанию «Марш парков» - всероссийской природоохранной акции, проводимой в поддержку особо охраняемых природных территорий. Организованная Центром охраны дикой природы в 1995 г, она приобрела статус всероссийской и стала традицией многих регионов России, а также нескольких сопредельных стран.

Линия 2 (дополнительная). Кампания через Церковь

Обратиться к церковному сообществу или руководству и попросить их включать в проповеди к населению слова агитации прекращения поджогов травы. Рекомендовать им назвать это в проповедях «страшным грехом» и другими способами внушать устрашение, проповедуя отказ от этих действий. Для этого предварительно подготовить информационные материалы для служителей церкви, которые они смогут использовать для чтения пропагандирующих отказ от палов лекций, включая эти слова в проповедь или организуя отдельные собрания.

Доверие к служителям церкви значительно во всех регионах страны, особенно оно сильно у малообразованного социального класса, который входит при этом в потенциально основную группу поджигателей сухой травы. Долговременное убеждение населения с церковной кафедры, разнесет слова дальше, такой религиозный пресс – сможет вызвать нужные тенденции изменения поведения людей, то есть заставить их отказаться от палов травы.


Линия3 (дополнительная). Кампания через ТВ каналы, видео-рекламу в супермаркетах, почте, вокзалах.

Необходимо снять качественный (эмоциональный, впечатляющий) видео-ролик социальной рекламы против палов травы. Запустить кампанию прокручивания этого ролика по региональным телевизионным каналам, крупным магазинам, вокзалам, почты и сети Интернет (социальные сети, Youtube) начиная с месяца, предшествующему началу весенних поджогов и в течении всего периода проведения палов (рассылая обращения через СМИ, делая личные запросы).

Примечание
Линия 2 и линия 3 являются дополнительными, они не могут заменить собой Линию 1. Их цель – передать «призыв» в виде обращения или небольшого устрашения (кампания через церковь). Как всякая социальная реклама – ее эффект небольшой. Но он будет сильнее, если их проведение будет сочетаться с основной кампанией (линией 1)


В разработке проекта я опиралась на опыт моей работы в Центре охраны дикой природы (ЦОДП, Москва, 2007-2010), где я координировала проект «Сохраним русскую выхухоль» и Кампанию борьбы с лесочными сетями и электроудочками. В ходе работы мной был осуществлен проект, напоминающий предложенную просветительскую кампанию. Я подготовила комплект «Материалов к уроку о русской выхухоли», для которого предварительно провела всероссийский конкурс среди учителей на разработку лучшего плана к уроку об этом виде (приобретя через него множество вариантов профессиональных планов к уроку по этой теме). Организовала создание ролика социальной рекламы, посвященного борьбе с лесочными сетями и являющийся до сих пор единственным роликом социальной рекламы по этой острейшей проблеме (ссылка на ролик). Материалы к уроку, фильмы о выхухоли и данный ролик социальной рекламы распространяется через Интернет (сайт ЦОДП, где выложены все материалы: ссылка на раздел), и был разослан в числе 80 DVD дисков по стране по запросам от руководителей школьных образовательных учреждений. Идея и реализация этой работы была оценена позитивно: за нее мне присвоили звание "Лауреата журналистского конкурса "Экология России. Водные ресурсы XXI века" (ссылка на диплом). И этот проект был отмечен среди пяти самых интересных проектов 2008 года “National Geographic Russia” в конкурсе «Мы ответственны за нашу планету» (ссылки не помню, но помню оповещение об этом).
Во время моей работы в ЦОДП я общалась с координатором «Марша парков», знакомилась с историей этой кампании и ее эффективностью.





Список использованных материалов
1. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации"
http://government.ru/media/files/DLHGb2 ... zSLIcX.pdf

2. Документальный фильм "Волонтеры. Игра с огнем" (2015, режиссер Константин Давыдкин)
https://www.youtube.com/watch?v=FVSRJM5GVps

3. Пример методического фильма об опасности выжигания сухой растительности, сделанного МЧС Республики Беларусь, на пример которого можно ориентироваться при съемке методического фильма для граждан России:
https://www.youtube.com/watch?v=0cezLPopwkQ

4. Пример хорошего ролика социальной рекламы на тему борьбы с палами, созданного МЧС Республики Беларусь. Очень точно показы все ключевые моменты: был хороший красивый лес, населенный животными > горящая спичка >лесной пожар, гибель животных > сгоревший дом> напоминание о законодательном запрете выжигания травы. Подобный ролик необходимо сделать для России.
https://www.youtube.com/watch?v=tXFKFWzTAZk

5. История возникновения акции «Марш парков» («Пять лет Марша», сайт Центра охраны дикой природы).
http://www.biodiversity.ru/publications ... -soes.html
natalianov
 
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 15:52


Вернуться в Форум Общественной Кампании "Просто перестать жечь траву!"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron